В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ВОТЧИНА » Традиции и обычаи Болгарии. Особенности Болгарской культурой.


Традиции и обычаи Болгарии. Особенности Болгарской культурой.

Сообщений 1 страница 10 из 24

1


8 января - Бабиндень

http://s61.radikal.ru/i172/1001/5a/5a73f2cddcc4.jpg
Повивальные бабки много знали о жизни и Славяне особо их почитали

На следующий день после Иванова дня в Болгарии в народе отмечают Бабиндень. Это древний праздник, сохранившийся до наших дней с языческих времен. Он посвящен деревенским повивальным бабкам, которые в старину помогали при родах. Обычно воспринимается как своеобразный женский ответ определенно мужским праздникам Богоявление и Ивановдень.
Рано утром к старухе-акушерке идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 годов. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке помыть себе руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (еще в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - все это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровьи.
Со своей стороны старуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой).
В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке. Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку. За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. На это застолье мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами с заранее приготовленным ковшом или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в ковш или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде. Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной.
Праздник заканчивается вечером весельем и танцами на площади.

0

2

14 фeвраля - Праздник виноградарей - Трифон Зарезан
http://s005.radikal.ru/i212/1002/66/217582075b22.jpg
Своими корнями праздник уходит в античные времена, когда болгарские земли заселяли племена фракийцев, более всех богов почитавших Диониса - бога вина и виноградных лоз. Пришедшие в VII веке в северо-восточную часть Балканского полуострова предки современных болгар переняли фракийские традиции виноделия и виноградарства. На языческие традиции в народном сознании наложился впоследствии праздник виноградарей.
Это праздник в честь христианского священника Трифона, которого казнили в Никее в 250 году. Согласно легенде, в день казни на все виноградники страны напали насекомые и виноградари призвали святого Трифона защитить их.

http://s59.radikal.ru/i166/1002/bb/66d15bfdab37.jpg
14 февраля болгарские хозяйки встают с восходом солнца. Они тушат и обжаривают на сачаке (неглубокой медной сковороде) курицу, начиненную рисом, и наливают в специальный деревянный сосуд - буклицу - домашнее вино. Складывают все вместе с домашним хлебом в новую сумку из шерсти, и хозяин дома, перекинув сумку через плечо, отправляется на виноградники, где уже собираются все остальные мужчины деревни. С этого момента начинается празднование.
После Трифона приходит весна, и у виноградарей уже не будет возможности так отдохнуть и собраться в веселой компании. Поэтому на протяжении трех дней в болгарских селеньях стоит дым коромыслом, идет шумное гулянье. На винограднике мужчины осеняют себя крестом, каждый из них берет садовый нож и отрезает три ветки от трех больших виноградных лоз. Затем, вновь перекрестившись, они выливают принесенное с собой вино на лозы. После этого начинаются выборы короля виноградников. Королю возлагают на голову венец из виноградных лоз, через плечо перекидывают виноградную гирлянду. Он восседает на телеге, которую тянут сами виноградари.
Добравшись до деревни, эта процессия ходит по улицам, останавливаясь перед каждым домом. Хозяйки выносят вино в белом сосуде и предлагают отпить сначала королю, а затем всем участникам процессии. Остатки вина король выплескивает через плечо под всеобщие крики: «Пусть наш урожай будет богатым! Пусть наш дом будет полной чашей!» Король отвечает: «Аминь».
Процессия доходит до дома короля виноградников, где он, переодевшись и оставив венок и гирлянду, усаживается во главе пышно накрытого стола, за который приглашаются все жители деревни. Короля выбирают из зажиточных, чтобы он смог накормить всех в округе. Вино в этот день льется рекой: по поверью, новое вино будет таким же, как то, что подавалось к столу на Трифона Зарезана.
На второй день праздника подают более легкую пищу и в большом количестве - компоты и рассол, чтобы мужчины могли прийти в себя после выпитого накануне. Последующие два дня чтят как дающие защиту от волков. Все это время женщины не режут ножницами, чтобы не дать волчьей пасти открыться, не вяжут, не шьют. Они пекут обрядовый хлеб и кусочки его кладут в корм для скота, чтобы защитить от хищников скотину и людей.
В последнее время, следуя за изменениями в церковном календаре, Праздник Трифона Зарезана стали отмечать 1 февраля. Во многих областях однако праздник продолжают отмечать 14 февраля.

http://s15.radikal.ru/i188/1002/a3/6e16f4dcec4c.jpg

0

3

Тудорица (Тодоровдень) - 20 февраля (дата для 2010 года)
http://s006.radikal.ru/i215/1002/50/89d9d9b38a4b.jpg
Тудорица, или Тодоровдень, в Болгарии отмечается в первую субботу после Прощеного воскресения (Сирни заговезни). Праздник посвящен святому великомученику Теодору Тирону (в России имя Теодор, Тодор звучит как Федор).
В этот день лошади радуются особому почету и уходу. Праздник даже называют Лошадиной Пасхой. Все ритуалы этого дня связаны со здоровьем животного.
Рано утром мужчины идут в конюшни, разглаживают спину лошадям, заплетают им гриву и хвост и украшают лошадей полудрагоценными камнями, а некоторые даже натирают лошадь благовониями. Затем ритуально водят лошадей на водопой.
Женщины пекут специальный обрядовый хлеб, которым кормят коней. В этот день непременно устраиваются импровизированные скачки (по-болгарски — кушии), в которых лучшему наезднику, показавшему умения и качества, вручают приз. К столу, как правило, всегда подают вареную кукурузу.

0

4

Мудрость написал(а):

Тудорица (Тодоровдень) - 20 февраля (дата для 2010 года)

тоже прочел:
Тудорица или Лошадиная Пасха – праздник, который отмечается ради здоровья лошадей и молодых, венчавшихся совсем недавно, зимой. “Теодорос” в переводе с древнегреческого языка означает “Божий дар”.

В этот день хозяйки пекут обрядные хлебы – караваи в форме лошади или подковы. Ломтями этого хлеба кормят лошадей и молодых жен, чтобы были здоровыми и плодовитыми. Кульминацией праздника являются конные состязания, так называемая “кушия”. Победитель на скачках ведет хоровод на сельской пощади. Потом все идут к победителю, где угощенье и веселье продолжаются.

Именинники: Теодор (Федор), Тодор, Тодорка, Божидар, Божидара. Они встречают гостей за праздничным столом, но стол уставлен только постными блюдами.

0

5

Ёжик Ашдодский написал(а):

так называемая “кушия”

0

6

Баба Марта, Мартеница
Для каждого болгарина 1 марта связано с приходом весны, пробуждением солнца от зимнего сна, пожеланиями о здоровье и счастье. Больше о традиционном символе марта – мартенице и обычаях, связанных с ней

http://s49.radikal.ru/i125/1003/fd/d6dccf69a95e.jpg
Символом марта в Болгарии считается “мартеница”. Это две кисточки из белых и красных ниток, которые люди дарят друг другу, как символ радости и здоровья. По традиции, в одних районах Болгарии мартеницу привязывают на запястье детям и девушкам, а мужчинам – на мизинец, или же прячут ее под носком или поясом. В других районах женщины прикалывают мартеницу на грудь – девушки – с левой стороны, замужние женщины – с правой. Так, посмотрев на мартеницу, сразу можно было определить, свободно или нет сердце женщины, это было также предупреждением для холостяков. В некоторых районах Болгарии когда-то девушки изготавливали специальные мартеницы для своих избранников и женихов. Самое важное послание, вложенное в мартеницу то, чтобы она принесла здоровье и долголетие, ведь красный цвет - символ счастья и радости, а белый - здоровья. Размеры классических мартениц из двух кисточек – от 2 см. и доходящих до длины кисти руки.
Традиционные дополнения к мартеницам в наши дни воспринимаются чисто декоративно. Людям известна первоначальная роль голубых бусинок или даже долек чеснока. Они предохраняют от злых сил или сглаза. В свою очередь, прикрепленная к ним монета символизирует пожелание о благоденствии. Для всех детишек, однако, наиболее привлекательными являются мартеницы со всевозможными фигурками. Это может быть зайчик, медвежонок, котенок, автомобиль или даже какой-то вид современной техники и телевидения, скажем, башни, кораблик, яхта, сотовый телефон, а также герои мультипликационных фильмов и комиксов.
Само изготовление мартениц пользуется особым благорасположением и почетом среди детей и пожилых. Так, уже с середины февраля во многих школах организуются выставки и конкурсы изготовленных вручную детишками мартеничек. 1 же марта эта своеобразная продукция торжественно дарится родителям, братьям, сестрам и близким.
Некогда, согласно стародавним традициям, в отдельных местах в Болгарии мартеницы переплетались из разных ниток и пряжи самой пожилой женщиной в семье. В других их изготовляли девушки в самый канун и до восхода солнца 1 марта, чтобы их, восходя, увидело само солнце. В иных районах бытует верование, что мартеницы должны быть готовы еще накануне первого марта. А потом их нужно привязать к розовому кусту, чтобы они переночевали под открытым небом. Так они «зарядятся», согласно древнему верованию, магическими силами. От шипов розы мартеница примет силу изгонять беды и злые силы, а от звезд и неба – животворящие силы природы.

http://s002.radikal.ru/i197/1003/bc/ce6641ed4480.jpg
Существуют различные толкования тому, почему мартеница сочетает в себе белый и красный цвета. Но, бесспорно, алый цвет в болгарском фольклоре является символом солнца и его силы создавать жизнь. В Разградской области 1 марта женщины накидывали красную ткань на фруктовое деревце в саду, а в селе Пчеларово, Добричской области, чтобы были полными колосья пшеницы, бросали красную ткань или красную шерсть в поле. В Троянской области первого марта до восхода солнца хозяйки привязывали красную шерсть на замочные скважины, фруктовые деревья, на рога скота и др. В этот день женщины надевали красную одежду. А в Хасковской области бабушки, которые будут повязывать мартеницы детям в доме, надевали только красную одежду. Народное верование гласит, что Бабушка Марта, как называют март болгары, первого марта приходит к людям, одетая в красный сарафан, с красным платком на голове, а обута она в красные шерстяные носки.
Так что мартеница – это как бы приветствие к пробудившемуся весной новому солнцу и возрождающейся новой жизни в природе. Интересно, что такой же обычай существует в ряде других балканских стран – в Румынии, Молдове, Македонии и др. Существует еще один обычай, адресованный весеннему солнцу. В свое время 1 марта всяческие домотканые ковры, одеяла и ткани красной расцветки выносили наружу и развешивали на заборах. Люди верили, что таким образом они будут заряжены солнцем новой энергией, воздействующей затем благотворно на людей. Вместе с тем, развешанные красного цвета половики, одежда, полотенца и прочее, как бы оберегут дом и прогонят злые силы, разбушевавшиеся во время перехода от зимы к весне. Существует поверье, что красный цвет делает Бабушку Марту веселой, а раз так, то и погода бывает солнечной и теплой.
Встречая возрожденное после зимы новое солнце, когда-то девушки уже думали о предстоящей летней жаре. В памяти более пожилых женщин остались старинные заклинания, которые изрекали, переплетая или скручивая красную и белую нити для мартеницы. Этими заклинаниями женщины как бы вменяли мартеницам предохранить их от палящего солнца летом. Согласно традиционным представлениям, даже когда женщины работают в поле, они должны сохранить свои лица белыми. Когда-то красивой считалась та девушка, у которой лицо «белое и красное», - т.е. не сожженное солнцем, с красными, излучающими здоровье сторонами.
Наиболее характерные для каждой мартеницы цвета – белый и красный. Лишь в некоторых районах, как в Родопских горах, издавна используют пеструю пряжу. Символика красного цвета связана с животворящей силой, исходящей от огненного Солнца и земного огня. Вместе с тем, в большинстве народных обычаев красный цвет должен предохранять от злых сил.
О белых нитях в мартеничке есть самые разнообразные объяснения. Это -сохранение естественного цвета стираной пряжи перед ее окраской в красный цвет. В белом цвете заключается и старинное пожелание о здоровье и долголетии и чтобы каждый мог постареть и поседеть, как снежные горы Пирин. Белый цвет символизирует также пшеницу и хлеб – “священные” знаки плодородия.
В более пестрых мартеницах можно увидеть пестроту природы, оживающей весной. Это - зелень распускающихся растений, синева неба и бурных горных потоков, это - желтый цвет Солнца и зерновых. По традиции, шерсть окрашивают естественными растительными красителями. Так что мартеница также символ гармонии человеческой жизни с природой, что характерно для всех фольклорных культурных традиций.
Первого марта исполнялся еще один обычай. Во многих местах болгары разжигали мартовские костры. В некоторых районах страны в них сжигали сухие листья, ветки и другой мусор, накопившийся от весенней чистки дворов каждого дома. Эти мартовские костры имели очищающее воздействие и на людей. Они «заряжали» новой силой человека. Поэтому существует обычай, согласно которому 1 марта все – дети и взрослые – перепрыгивали через горящие костры, чтобы быть жизненными и здоровыми в течение всего года.

http://s15.radikal.ru/i189/1003/4f/dd9b0e647af8.jpg
Мартеницу принято носить до тех пор, пока не увидишь аиста, ласточку или цветущее фруктовое деревце. В старинной детской весенней песенке содержится пожелание подбросить мартеницу высоко в воздух к летящему аисту, дабы и человеку было дано летать и жить, вздымаясь в небо мощным замахом крыльев этой весенней птицы, и чтобы он мог пойти далеко. Подобные весенние поверья связаны и с быстрокрылыми ласточками. Завидев аиста, ласточку или цветущее деревце, каждый снимал свою мартеницу. Некоторые клали ее под камень, и спустя девять дней смотрели, что под ним появилось. Если там поселялись муравьи, то год будет богат на овец, если же там находились другие, более крупные насекомые – на корова и другой крупный скот. Поэтому в некоторых местах мартеница получила имя «гадалушка».
Другие же привязывали мартеницу на зацветшее сливовое дерево, яблоню, или же на розовый куст, чтобы быть белыми, красными, красивыми и здоровыми в году. Третьи же бросали мартеницу в воду, чтобы жизнь их шла по воде и чтобы исчезло все плохое. В других местах кидали мартеницу к солнцу, приговаривая: «Вот тебе красное, дай мне белое». В городе Банско мартеницы собирали каждый год, и таким образом считали возраст ребенка. Есть и традиционные гадания с мартеничками о здоровье и благополучии.
Таким образом, в начале нового сельскохозяйственного сезона, а некогда и в начале Нового года, обычаи изготовления и обмена мартеницами был способом обеспечения магическим путем благоприятного года. И хотя не со всеми этими древними представлениями и верованиями, вложенными в мартеницы, знакомы все люди, обычай этот продолжают воспринимать как символ весны. Поэтому и живы эти традиции и поныне.

0

7

6 мая - День святого Георгия Победоносца
http://s55.radikal.ru/i150/1005/57/142e8744de60.jpg
День святого Георгия, или по-болгарски ГЕРГЬÓВДЕН, - один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии святой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота.
Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Гергьова дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведерку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведерко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венчик из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венчик вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят ее, дабы молоко у овец не пересыхало.

http://s50.radikal.ru/i128/1005/90/340de074b0b0.jpg
Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелеными венчиками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венчиками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы – обычно совершают традиционный оберег домашнего скота.
Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают „играть”. Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всем. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шел в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же и сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа – это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота.

http://s39.radikal.ru/i085/1005/df/5d3d056aafc5.jpg
День святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягненка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу – это зажаренный на углях ягненок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушенные в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведет хороводом самый известный пастух или же беременная женщина с зеленой веткой в руке.
http://s49.radikal.ru/i123/1005/d9/961e0305a09d.jpg
Гергьóв день – это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамена. Через полчаса начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.

http://s53.radikal.ru/i141/1005/38/5418b75ed221.jpg

0

8

21 мая - День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
http://s006.radikal.ru/i213/1005/12/666eb215dfca.jpg
В Болгарии этот день всегда празднуют 21 мая. Это последний из весенних праздников, чья обрядовая сторона предвосхищает скорое наступление лета.
Император Константин, управляющий в Риме, а позже и в Византии (274 – 337) и его мать — благочестивая царица Елена, открывшая крест Господень на Голгофе — одни из самых ревностно почитаемых святых в Болгарии. В память о них в местечке Крестовый лес (Кръстóва горá) в Родопах в начале 90-х годов был заново воздвигнут храм на месте разрушенного турками монастыря, где хранилась щепка из креста Господнего.
В особом почете день святых Константина и Елены у жителей юго-восточной Болгарии, как и нескольких деревень северной Греции, населенных исключительно переселенцами. Это день игр на горящих углях.
Как правило, праздник начинается на несколько дней раньше, когда начинают собирать в складчину деньги на, так называемый, „курбан” (ритуальное зарезывание ягнят и приготовление яств из их мяса, которые потом едят прилюдно всей деревней). Часть денег потом обязательно идет на ремонты храмов и родниковых источников, если такие необходимы
Утром 21 мая начинается обход святых мест, в первую очередь целебных источников и оброчных деревьев. Во главе процессии люди несут иконы святых Константина и Елены. Часто к иконам прикреплены или пришиты молитвы с просьбами об исцелении людей и животных. Считается, что в этот день вода в родниках имеет целебные свойства, и все по очереди отпивают родниковой воды. На поляне у источников обычно и зажаривают зарезанного ягненка и готовят курбан. После еды начинаются песни, а более смекалистые парни привязывают к раззеленившимся деревьям качели, в которые усаживают девушек и качают их. Есть поверие, что вспыхнувшую в этот день любовь ничто не может разрушить.
Лишь к вечеру люди возвращаются в свою деревню и устраивают после захода солнца большой костер в центре. Пока огонь разгорается, под музыку волынки и большого барабана (тыпан) начинается танец хоро. Когда огонь начинает затухать, раскладывают еще горящие угли в круг широким пластом. Все уже готово к нестинарским танцам. Неся высоко над головой иконы, босые нестинары в трансе начинают ходить приплясывая по углям, но огонь не обжигает их ступни. В это мгновение они как будто отрываются от окружающего мира и переносятся в мир иной. Часто из их уст можно услышать пророчества и предзнаменовения, каким будет урожай или кому что случится. Нередко они устанавливают и связь с умершими.
Нестинарство (по этимологии с греческого „естия” — очаг) как ритуал скорее всего берет начало с древних мистерий, распространенные когда-то в этих местах. Цель нестинарского обряда — выпросить у высших сил богатый урожай, как здоровья, так и благоденствия жителям деревни. Культ огня, связанный позже и с христианскими традициями, глубоко вошел в местную обрядность. Нестинаром становится отнюдь не каждый. Обычно нестинарство как умение передается от матери к дочери и от отца к сыну, но это происходит лишь в том случае, если человек может ощутить в себе, что во время танца он исполняется духом святого.

0

9

21 мая - Фестиваль Розы
http://i062.radikal.ru/1005/62/93a211c3431a.jpg
В Болгарии роза в особом почете. В долинах южнее горы Стара планина с давних времен выращивали масличную розу, из которой делали розовое масло, известное далеко за пределами Болгарии. Именно поэтому роза является одним из главных символов страны.
Много песен сложено о розе, она присутствует постоянным атрибутом в летних национальных обрядах болгар, в народных вышивках, ее рисовали все художники. Масло болгарской масличной розы славится своими качествами по всему миру. Все это побудило граждан Казанлыка и Карлово поочередно каждый год устраивать в конце мая вплоть до начала июня Фестиваль Розы. Карловцы устраивают его в нечетные годы, а жители Казанлыка — в четные. В прошлом веке традиция этих фестивалей то возобновлялась, то снова затихала, но хроника гласит, что первый Фестиваль розы состоялся в 1903 году в Карлово. Стоит ли говорить, что дни этих фестивалей с годами стали праздниками Карлово и Казанлыка, привлекающими туристов как из Болгарии, так и из-за рубежа.
Фестиваль начинается в открытом поле, у насаждений масличной розы, где проводится ритуальный сбор розовых лепестков, из которых потом связывают венки. Постепенно праздник переносится в центр города, где все уже готово к началу богатой культурной программы. Обычно ко дням фестиваля приурочены смотры фольклорных ансамблей страны, шествия кукеров, пленеры художников и фотографов, а также концерты юных исполнителей. Под открытым небом мастера традиционных народных ремесел изготавливают пестрые кувшины, ткут ковры или угощают гостей свежевыпеченными лепешками. В эти дни открыты для посетителей все культурные достопримечательности города и его окрестностей. Из них большей популярностью обладает Казанлыкская гробница-курган, построенная во времена древней Фракии.
Гвоздем программы Фестиваля Розы является конкурс Королевы (Царицы) Розы. Впервые этот конкурс состоялся в 1975 году, когда королевой стала школьница Стефка Харлова. В день события весь город обычно вытекает на улицу, где проводится Парад Розы. Под музыку песен и танцев проходят по главной улице Казанлыка или Карлово жители и гости города, наряженные в костюмы римских, фракийских и древнегреческих времен. А группа парней на специальных носилках в виде трона несет на руках прошлогоднюю Царицу Розы, увитую розовыми венками. Она осыпает присутствующих лепестковым дождем.
Праздник, как правило, заканчивается поздним вечером большим танцем хоро, в котором принимают участие все присутствующие.

http://s11.radikal.ru/i183/1005/f4/9762dac831ef.gif
Ни одно растение не имеет такой древней, богатой и сказочной истории как роза. Путешествовать он начала из Китая, потом через Индию, Ближний Восток и Малую Азию проникла в Древнюю Грецию, Египет и Рим. Каждый народ отдавал должное красоте и прелести розы. В древних сказаниях Индии говориться, что из бутонов розы родилась богиня красоты и любви Лакшми. По словам персидских поэтов, она подарок от самого Аллаха. Древнегреческие мифы утверждают, что роза родилась из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты при ее рождении из моря. Боги даровали богине любви бессмертие, а розе - прекрасный аромат. Роза оставалась белой пока Афродита не получила ужасную весть, что ее любимый смертельно ранен. Забыв про все на свете, богиня побежала туда, где умирал Адонис. Она бежала так быстро, что колючки роз, устилавших ее путь, поранили ей ноги. Несколько капель божественной крови упали на розовые лепестки, и они из белых тут же превратились в красные. А ее возлюбленный после смерти, был превращен в розовый куст. В Болгарии розу выращивают более 300 лет. В XVIII веке на европейском рынке продавалось около 1650 килограмм розового масла. Из них - 850 - больше половины -были получены в Казанлыкской долине, которую не напрасно называли Долиной роз. Однако людям известна не только целебная сила розового масла и мазей, но и целительная силы смеха. Выбрав эту поездку, Вы не только узнаете еще много легенд и преданий про этот "цветок из рая", но и вдоволь "полечитесь" в городе Габрово - столице смеха, где находится единственный на Балканах музей юмора.

0

10

2 июня - Предой
http://s55.radikal.ru/i150/1006/07/fde6714d423d.jpg
Этот праздник характерен для южной Болгарии (горы Родопы и Пирин). Он сумел сохраниться еще с языческих времен, хотя его приурочивают обычно к празднику святых Константина и Елены, но по-старому. Поэтому и отмечают его как христиане, так и помáки (болгары, насильно принявшие ислам во времена турецкого ига). Есть предположение, что это древний фракийский праздник, но есть также и версия, что праздник принесли с собой славяне, приехавшие на Балканы в 5-6 веке.
Во многом сегодняшний праздник похож на Гергьóвдень (День святого Георгия), так как в центре культа — овцы и молоко. Акцент, однако, теперь несколько смещен — в этот день проводится настоящее состязание по надою молока.
Праздник обычно начинается у сыроварни или у отдаленных от сел овчарень, куда пастухи вышли со своими стадами еще в начале мая. Уже с утра там начинается ритуальный надой молока. Обычно каждый хозяин сам занимается этой нелегкой работой, пропуская первой самую породистую белую овцу. Этот первый в году усиленный надой молока, как правило, дает и первое верное представление об общем состоянии стада.
Хозяин замеривает подоенное молоко специальным древком с отметинами (рабош), и жюри определяет победителя (обычно это тот, у кого больше овец). Вместе с тем, проводятся ритуалы по оберегу овец — к ведерку красной ниткой привязывают герань, чеснок и крапиву, а само молоко процеживают сквозь серебряное кольцо. В некоторых местах его процеживают сквозь высушенные змеиные челюсти, а само стадо перед этим проводят под живой змеей. Часть подоенного молока выливается на землю для урожая, а право отпить первым предоставляется самому старому пастуху. Во время самого надоя читают молитвы и благословляют стадо.
После состязания большая часть надоенного молока идет в дар сиротам и вдовам. Там же, на поляне возле овчарни или сыроварни устраивают и общую трапезу, где обязательно присутствуют молочные изделия — брынза (режут ее, как правило, деревянным ножом из грушевого или яблоневого дерева), баница (слоеный пирог с брынзой), а самые расторопные уже разводят костер для зажаривания на вертеле зарезанного накануне ягненка (жертвенный агнец для увеличения урожая на этот раз выбирают не из самых молодых ягнят).
Самая старая женщина или жена кехаи (того, у кого больше всего овец и у кого надой был самым высоким) благословляет в начале еду и делит ритуальные хлеба присутствующим. В некоторых местах проводят и гадания об урожае по лопатке ягненка. В конце, по старому обычаю поют песни и играют хоро.

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ВОТЧИНА » Традиции и обычаи Болгарии. Особенности Болгарской культурой.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC